Национальная премия за достижения в сфере
безопасности дорожного движения
Безопасность — дело каждого!

Претенденты 2014

НОМИНАЦИЯ «Зеленая волна»

Дорожный детектор лжи
Российские ученые-атомщики изобрели установку «Кондор», которая насквозь видит дорожное покрытие, распознает в нем огрехи, допущенные при строительстве на глубинах до 3,5 м, выдает результат по толщине, составу и плотности покрытия.
«Кондор» помещается в багажнике внедорожника. На выносную раму навешивается бокс-георадар с вертикальной трубкой, направленной «в землю». Монтаж и подготовка к работе занимают полчаса.
Автомобиль едет на скорости до 60 км/час, георадар на ходу сканирует дорожное покрытие. Данные поступают на монитор ноутбука исследователя, сидящего в машине, ведется запись данных измерений. В режиме реального времени специалисты получают представление о состоянии дороги по таким параметрам, как плотность, толщина слоев (от щебня в подушке полотна до верхнего слоя), видит пустоты, инородные включения внутри асфальта, которые обычно провоцируют разрушения.
«Кондор» предоставляет возможность исследовать качество каждого слоя: перед укладкой следующего исключается риск по незнанию закатать брак. «Кондором» можно контролировать качество дорог протяженностью хоть в тысячи километров, хоть стометровые подъезды ко дворам.
Стоимость комплекса — около 7 млн. руб., но… вместе с автомобилем. Исследование 1 кв.м дороги обходится в 5 тыс. руб., тогда как традиционными средствами это стоит в три раза больше. И степень достоверности исследований выше: погрешность результатов — менее 1%. И потом, с «Кондором» нельзя «договориться».
Существующий способ — кернение. Через каждые 7 км бурят керны, образцы многослойного дорожного покрытия извлекают, перевезят в лабораторию, где их несколько суток разрушают жарой, холодом, влагой. Только затем специалисты выносят заключение — соблюдена ли технология.
Это долго и нелепо — проверять дорогу тогда, когда она готова: дорожных строителей заставляют переделывать бракованные участки в редчайших случаях. Известный пример — дорога на Дальнем Востоке: ее спешили закончить к саммиту АТЭС, но она не выдержала ливня. Понадобилось несколько миллиардов рублей, чтобы восстановить полотно.
Атомная установка сертифицирована, готова к серийному выпуску, меры противорадиационной безопасности соблюдены — она не наносит вреда работающим с ней людям и окружающей среде. Принцип работы основан на регистрации обратно рассеянного рентгеновского излучения и радиолокации отраженных волн. Базовые элементы — рентгеновский плотномер и георадар с антенными блоками, а также датчики расстояния, системы позиционирования, визуализации и обработки измерений на базе двух персональных компьютеров.
Комплекс прошел испытания в автопробеге по маршруту от Владивостока до Севастополя по 39 регионам, протяженность пути — около 15 тыс. Дороги каждого региона получили оценку.
Эта установка — чисто российская разработка, комплектующие — отечественного производства. Ею уже заинтересовались специалисты дорожных инспекций, а также дорожные службы муниципалитетов.
Авторы — сотрудники НИИ технической физики и автоматизации (НИИТФА):
Глебов Михаил Владимирович, начальник лаборатории НИИТФА. Кандидат технических наук. Участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Победитель программы «Человек года  Росатома – 2013».
Сергей Михайлович Бродский, ведущий научный сотрудник, специалист в области спектрометрии рентгеновского и гамма-излучения, рентгенофлуоресцентного  анализ.. Автор более 50 научных работ, 10 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Отмечен правительственной и ведомственными наградами. Участник  ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Маркизов Вячеслав Николаевич, ведущий инженер, специалиств области экспериментальных методов ядерной физики.
Нагаев Эмиль Ильдарович, научный сотрудник, специалист в области рентгенофлуоресцентных методов исследования состава вещества.
Никифоров Валерий Борисович, ведущий научный сотрудник, специалист в области электроники для спектрометрического рентгеновского излучения.

Освещение без проводов
Федеральное дорожное агентство («Росавтодор») Министерства транспорта РФ выдвинуло претендентом на соискание Национальной премии безопасности дорожного движения Труняева Константина Сергеевича, директора по региональному развитию ООО «Высокие технологии Групп» («ВТ Групп»).
Под руководством соискателя, признанного специалиста в своей области, за последние пять лет достигнуты весомые результаты внедрения и эксплуатации автономных систем освещения дорог. Упрощены установка и обслуживание сверхъярких осветительных светодиодов, систем их питания от солнечных батарей, эти технологии адаптированы для различных климатических условий. Во многом благодаря этому компания смогла смонтировать более 1500 единиц автономных осветительных систем на солнечных батареях, что позволило, по свидетельствам региональных управлений ГИБДД, в разы сократить количество ДТП, кардинально решить проблему освещения автодорог общего и федерального значения, удаленных от стационарных источников, электропитания, по всей территории Российской Федерации.
Константина Сергеевича Труняева делегировали представлять отечественную область его деятельности на Международной выставке инновационных технологий в дорожной сфере Intertraffic в Нидерландах, он участник общероссийских, а также региональных форумов экспертов по средствам дорожной безопасности.

Водитель за рулем не уснет
Компания «Нейроком» разработала система Vigiton® — стимулирования работоспособности водителя
Применение этой разработки позволяет реально повысить уровень безопасности участников дорожного движения. Vigiton® осуществляет непрерывный контроль психофизиологического состояния водителя в пути, а если проще, не даст уставшему водителю допустить непоправимые действия.
Водитель надевает на руки пластиковые браслет и перстень со встроенными датчиками. Эти «украшения» — как целая поликлиника: принимают информацию о состоянии человека за рулем. Остальное делает электроника и автоматика. В зоне видимости водителя (скажем, на торпедо) расположен светозвуковой индикатор, в другом удобном месте крепится информационно-связующий блок, осуществляющий взаимодействие элементов системы с агрегатами автомобиля. Если чуткий Vigiton®зафиксирует, что водитель только начинает впадать в нечто вроде дремы, индикатор ярче обычного светится и подает малоприятный звук — такой, что не даст расслабиться. Если же водитель преувеличил свои возможности, довел себя до чрезмерного переутомления и все-таки впал в сонное состояние, электронная система оповещает других участников движения: автомобиль неуправляем — и включает внешние аварийные световые и звуковой сигналы машины. Комплекс способен также выдать команду на остановку двигателя.
Cистема Vigiton® сослужит добрую службу, прежде всего, водителям автобусов, а также грузовиков, работающих на больших «плечах», на транспортировке взрывоопасных и легко воспла¬меняющихся веществ. Впрочем, этот комплекс можно установить на любую машину.
Конструкция  Vigiton® основана на уникальных разработках средств контроля психофизиологического состояния человека, запатентованных в России, США, Великобритании, Германии и Франции. В подтверждение высокого уровня разработки следует сказать, что аналогичные телеметрические системы контроля бодрствования маши¬ниста более 10 лет поставляются для железных дорог России. В статистике, указывающей на степень надежности разработки, все эти годы фигурирует один и тот же показатель: случаев отказов нет. Потому нет и статистики несчастных случаев по вине неисправности комплектов Vigiton®.

Безопасные ограждения дорог
В номинации «Зеленая волна» Российское дорожное агентство выдвигает Демьянушко Ирину Вадимовну, доктора технических наук, зав. кафедрой, профессора Московский автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), академика Российской академии транспорта, Заслуженного деятеля науки и техники РФ.
Коллектив молодых ученых под руководством И.В. Демьянушко разработал методы моделирования ситуаций наезда ТС на ограждения, что позволило спроектировать энергопоглощающие конструкции, которые сводят к минимуму риск тяжелх последствий в ДТП. Она инициатор прорывного решения – активно применять в стране инновационные тросовые дорожные ограждения (ТДО) и, что важно, освоить их производство в России.
По итогам опытной эксплуатации на федеральных автодорогах, отечественные тросовые ограждения по ряду показателей превзошли лучшие мировые аналоги: на участках, где смонтированы такие конструкции, практически нет смертей при наездах ТС, при ДТП многократно снизилось количество травм. Например, после установки ТДО в черте Ногинска Московской обл. до нуля упала статистика гибели людей и практически до нуля — травм. Компания «Центравтомагистраль» ликвидировала в зоне своей ответственности 30 участков часто случавшихся ДТП. На участках Дмитровского шоссе в Подмосковье число раненых в авариях сократилось в 15 раз, смертность — до нуля. В этом году тросовые отбойники появятся на других участках Дмитровского, а также Ярославского шоссе и на трассе М-5 «Урал».
ТДО поддержаны несколькими патентами. На основании научных исследований и натурных испытаний создана отечественная конструкция стального троса для дорожных ограждений.
И.В. Демьянушко — основной разработчик трех межгосударственных стандартов и лидирующий соавтор ряда российских нормативов, связанных с монтажом дорожных ограждений.

Все светофоры — только зеленые
Руководитель Центра организации дорожного движения Пензы О.Н. Володин рекомендует претендентом на Национальную премию гл. инженера Пензенского ЦОДД Дмитрия Георгиевича Юдина.
Ведущая функция в работе Дмитрия Юдина — обеспечить рост безопасности, а вместе с тем и интенсивности движения за счет повышения уровня технической оснащенности службы регулирования автопотоками.  Если конкретно, под его руководством строят, модернизируют, содержат в рабочем состоянии светофоры различных систем, меняют ламповые на светодиодные, перепрограммируют контроллеры для беспрепятственного движения транспорта в течение суток. Если в 2010 г., когда Юдин заступил на нынешнюю должность, в городе за год установили всего три светофорных объекта, то в минувшем — 44. Кроме того, главный инженер организовал в городе «зеленую волну», синхронизировав работу 64 светофоров, а затем сделал эту «волну» еще более протяженной, подключив к ней еще 16 светофоров.
Коллеги отметили достоинство главного пензенского «светофорного регулировщика»: он ни разу не ошибся — транспортные волны катятся безостановочно с комфортной для водителей скоростью. И вместе с тем, горожане, в том числе и пешеходы, почувствовали большую безопасность и в автомобилях на проезжей части, и возле нее на тротуарах.

На Премию безопасности номинируется Московский центр борьбы с пробками Probok.net. Рекомендует Федерация автовладельцев России.
С 2008 года, когда была зарегистрирована общественная организация с таким названием, она превратилась в весьма влиятельный центр, деятельность которого направлена на улучшение транспортной ситуации в Москве путем ликвидации автомобильных заторов. Через свой сайт Центр собирает сигналы о дорожных проблемах в мегаполисе, аналитики обобщают, анализируют эти предложения, генерируют собственные, предлагают способы их реализации, просчитывают эффект. Подготовленные к реализации проекты направляются в профильные департаменты правительства Москвы.
Организация стала своего рода независимым экспертным центром меняющихся ситуаций на дорогах мегаполиса, лоббистом разработанных программ в органах власти для их дальнейшей реализации, а вместе с тем, инструментом взаимодействия органов власти и общественных экспертов с целью создания удобного, скоростного и безопасного транспортного сообщения.
Руководитель и основатель Probok.net — Шумский А.Н.

НОМИНАЦИЯ «Островок безопасности»

Межрегиональный общественный центр (МОЦ) «За безопасность российских дорог» рекомендует в качестве претендента на национальную премию Белгородскую область (губернатор Е.С. Савченко).
По результатам постоянного мониторинга безопасности автодорог в регионах РФ, который МОЦ проводит по собственной методике с выходом на комплексную оценку, за последние несколько лет Белгородская область занимает первые или лидирующие места. По итогам первого полугодия 2014 г. регион вновь занял первое место с индексом безопасности 1.0  (средний показатель по регионам — 1.8,  худший — 5.2).
Стабильность результатов Белгородской области свидетельствует, что власти региона добились лучшего в стране уровня безопасности на дорогах, в том числе за счет активизации рейдов местной ГИБДД и профилактических мер содержания автодорог, своевременной и продуманной реакции на критику недостатков в запросах местных жителей, общественных организаций и публикаций СМИ.
Индекс безопасности по методике МОЦ «За безопасность российских дорог» выводится на основании следующих данных: количество ДТП в регионе; количество погибших и пострадавших; количество транспортных единиц; протяженность автодорог. Эти сведения коррелируются с  численностью населения. Методика создана при консультативной помощи специалистов МАДИ.

МОЦ «За безопасность российских дорог» рекомендует в список номинантов город Москву, мэр. Собянин С.С., за наибольший в стране проделанный объем работы, в результате которой автодороги оснащаются средствами безопасности для водителей и пешеходов, за создание развитой системы анализа состояния и регулирования потоками на улицах и магистралях города.
По данным аналитиков Межрегионального общественного центра, в столице за последнее время оборудованы самые протяженные в стране магистрали с бессветофорным движением и светофорными системами безостановочного движения транспорта «Зеленая волна». На узловых направлениях ликвидировано множество левых поворотов. Множество нерегулируемых наземных пешеходных переходов дооборудованы в регулируемые, построены надземные и подземных переходы. Сооружено больше, чем за предыдущие годы, многоуровневых транспортных развязок, организована система улиц с односторонним движением без пересечения автопотоков, благодаря чему минимизированы риски задержек автомобилей в пути и возникновения аварийно-опасных ситуаций.
Создан крупнейший в стране аналитический комплекс мониторинга уличного движения, расширяется сеть датчиков-анализаторов трафика с центром обработки полученных с них данных, этот центр наделен функцией автоматизированного изменения режимов потока транспорта.
Власти Москвы добились повышения культуры вмешательства в движение сотрудников ГИБДД, удалось практически искоренить полицейские дорожные «засады», отнимающие время у автомобилистов.

НОМИНАЦИЯ «Комиссар безопасности»

Пошел один на двоих
Краснодар. Таксист Владимир Овчинников попал в ловушку на рабочем месте. Когда двоих мужчин довез до адреса назначения, они не то что не заплатили, но стали вымогать деньги и избивать, издеваться. Куражиться было просто: Овчинников — пожилой человек. После четырех часов «катания» бандиты скомандовали: «Хочешь жить — рули за город!». Нагло предупредили, что машину отнимут. Владимир соображал: а что сделают с ним?..
Но представился шанс спастись. На одном из перекрестков, где остановил светофор, увидел патрульный автомобиль ДПС. Овчинников закричал «На помощь!!!». Автоинспектор Эдуард Михайлов среагировал моментально, ринулся на голос. Красный еще горел, а серую «девятку» зажали другие машины. Бандиты выскочили из автомобиля, бросились наутек по направлению к супермаркету, в котором рассчитывали раствориться среди покупателей. Не вышло: не успели даже вбежать в магазин — на пороге их нагнал автоинспектор и тут же скрутил обоих мерзавцев. Справиться с двумя Эдуард Михайлов может — он мастер спорта по вольной борьбе.
Преступникам присудили срок, Владимир Овчинников после лечения продолжает таксовать. Сотрудника ДПС Краснодара капитана полиции Эдуарда Михайлова представили к награде.

За миг до взрыва
Татарстан. 2 июля четверо сотрудников ППС несли службу в Чистополе (Татарстан), когда возле магазина заметили ВАЗ с водителем и пассажиркой, оба — без сознания. Двигатель ревел на максимальных оборотах, чувствовался запах гари, а спустя несколько секунд из машины повалил дым.
Вызвали пожарных, скорую помощь и кинулись вытаскивать потенциальных жертв. Те были настолько пьяны, что, не разобравшись, мешали спасителям. Когда языки пламени уже обжигали полицейских, им удалось быстро преодолеть сопротивление женщины, а вот мужчина-водитель накрепко вцепился в руль. Едва его выволокли, машина вспыхнула, затем взорвалась.
Эти двое вернулись с загородного «отдыха». Освидетельствование показало, что в крови водителя алкоголя почти в 10 раз больше максимально дозволенного. Его сознания хватило только для того, чтобы остановиться — тут же «отрубился» и невольно надавил на газ. Мотор перегрелся, вспыхнула проводка, огонь добрался до топливного бака…
Глубокое опьянение граждан — для полицейского не повод отказать в помощи, даже при собственном смертельном риске. За спасение земляков к поощрению представлены сотрудники отдельного взвода ППС отдела МВД по Чистопольскому району Татарстана Андрей Зайцев, Айрат Салахеев, Айрат Минибаев, стажер  Александр Жеребенков.

Ребенок замерзал в сугробе
*Ульяновск. В список претендентов на премию в этой номинации нач. отдела УГИБДД по Ульяновской области Ю.Ю. Халиуллова  предлагает включить инспектора по особым поручениям ДПС и административной практики управления ГИБДД по Ульяновской области майор полиции Юлию Сергеевну Климочкину  — за достойный подражания этический поступок, повышающий авторитет госавтоинспекции.
Морозным февральским вечером, возвращаясь домой на автомобиле, тогда еще капитан Юлия Климочкина заметила нечто ползущее на обочине дороги. «Собака, сбитая каким-то лихачем», подумала вначале, а присмотревшись, поняла, что это ребенок. Взрослых поблизости не было. Не раздумывая, усадила 5-летнего, как оказалось, замерзшего до белизны малыша в салон машины и погнала в дежурную часть ближайшего отдела полиции но, не дожидаясь, пока коллеги установят, кто родители и их адрес, вызвала «скорую помощь» к явно страдающему пареньку.  Медика констатировали обморожение и увезли в больницу. Вскоре мальчик был здоров.
Распоряжением губернатора региона Юлию  Климочкину наградили почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель». А Юля подарила спасенному малышу мобильный телефон — чтобы, если что, смог позвонить старшим. И, может быть, ей самой: теперь ведь не чужой.
Майор полиции Юлия Климочкина родилась в 1985 году в Магадане. Окончила Ульяновский авиационный колледж, где получила  квалификацию юриста. В ГИБДД с 2004 года.

«Ноу-хау» полковника Нарыкова
Курская обл.  В список номинантов на Национальную премию Комитет по ГО и ЧС Курской области рекомендует включить полковника полиции Александра Викторовича Нарыкова, начальника ГИБДД Курской области.
В МВД он с февраля 1978 г., в службе ГИБДД свыше 25 лет, а руководит дорожной полицией области с 1997 г. Но на всех должностях стремится поднять уровень технического оснащения службы. В последнее время добивается ускоренного внедрения информационных технологий, средств фотовидеофиксации, навигационных и записывающих устройств, старается оснастить линейных инспекторов современной оргтехникой. К подчиненным строг, требователен, но вместе с тем, сумел сплотить коллектив. В представлении на Национальную премию БД сказано: «Нарыков неоднократно выполнял служебно-боевые задачи», но, по понятным причинам не конкретизировано, каких именно.
Профессионализм курского начальника дорожной полиции дает результаты. По итогам 8 месяцев 2014 г. количество погибших в авариях снизилось на 5,6%, как и тяжесть последствий в ДТП. Отрадная цифра: на 80% по сравнению с прошлым годом сократилась смертность несовершеннолетних и на 9,2% — нарушений ПДД молодежью. На треть снизились показатели тяжести последствий ДТП с участием водителей мопедов (а в большинстве это те же дети) и пешеходов в пределах «зебр».
Часть успехов полковника Нарыкова обеспечило его «ноу-хау»: на улучшение обстановки на автодорогах он работает и вне рамок прямых обязанностей. Без назиданий и «вталкивания» азов дорожной безопасности он прививает культуру безопасного движения, когда помогает проводить соревнования для молодежи «Рокер», «Безопасное колесо», за Кубок памяти Героя Советского Союза Бредихина и погибших сотрудников Госавтоинспекции (на «внедорожниках»). Сближает ГИБДД и простых жителей, когда под патронатом главного автоинспектора области идут баталии по мини-футболу, волейболу, хоккею.
Александр Викторович Нарыков награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «За отличие в охране общественного порядка», «За доблесть в службе», «За отличие в службе» трёх степеней, нагрудными знаками «Почетный сотрудник МВД», «За отличие в службе ГИБДД» 1 и 2 степени. И еще наградным «Макаровым».
А.В. Нарыков родился 16 июля 1957 г.  в Курской области. Окончил Высшую юридическую заочную школу МВД СССР.

Инспектор пошел против ножа
Инспектора взвода ДПС по Ненецкому АО прапорщика Кудрявцева С.А. предлагает включить в число номинантов Премии начальник ОГИБДД автономного округа Стрепилов А.А.
Станислав Александрович в госавтоинспекции Ненецкого округа 20 лет. К нему нередко приставляют начинающих, поскольку ветеран знает не только устав и наставления службы, но способен научить действовать в любой сложной ситуации при поддержании порядка на дорогах. И не только на них. Однажды вместе с напарником обезоружил и задержал опасного рецидивиста-налетчика, ворвавшегося в магазин. Когда преступник понял, что вариантов удрать нет, приставил нож к горлу продавщицы, но полицейские сумели его обезоружить и захватить. Никто не пострадал. За этот поступок инспектора ДПС наградили медалью «За доблесть».
Станислав Кудрявцев «завсегдатай» списков на поощрение за образцовое исполнение обязанностей. Он местный уроженец, в этом году ему исполнилось 40 лет, образование среднее.

Кто изобрел «синие ведерки»?
Национальный общественный центр безопасности движения рекомендует на эту номинацию Алексея Дозорова, активиста российского общественного движения «Общество синих ведерок».
Форма протеста с использованием детских игрушек на крышах автомобилей возникла в 2006 году. Тогда автомобильное сообщество захлестнуло возмущение машинами высокопоставленных чиновников со спецсигналами, водители которых злоупотребляли преимущественным правом, предоставленным «мигалками». На этом фоне остро проявилось общественное недовольство привлечением к суду жителя Алтайского края Олега Щербинского, которому вменили действия во время управления автомобилем, якобы повлекшие гибель губернатора края М. Евдокимова и его спутников. В ходе одной из протестных акций руководитель «Комитета по защите прав автомобилистов» Алексей Дозоров первым установил на крышу своей машины перевернутое синее ведёрко и проехал с ним вокруг Кремля, что вызвало резонанс в СМИ. Тысячи последователей продемонстрировали свою позицию тем же способом. Эти выступления стали одним из решающих факторов общественного влияния для оправдания Щербинского. Именно благодаря синему ведерку протестное движение против «мигалок» обрело популярность, а затем и общественное влияние.
Алексей Дозоров пояснил причину «несерьезного названия» организации фразой из уст барона Мюнхгаузена в телефильме: «Все глупости в мире совершались именно с серьезным выражением лица». А синее ведерко – это стёб. У нас нет возможности заставить кого-то снять «мигалки», но можем их высмеять.

Флэш-мобы — это серьезно
В номинанты Национальной премии Федерация автовладельцев России предлагает включить «Общество синих ведёрок» — российское общественное движение. Лидер «ведёрок» — Шкуматов П.М. Участники выступлений в 2006 г. начали бороться с присвоенными привилегиями чиновников на дорогах, чьи служебные автомобили, оборудованные световыми и звуковыми спецсигналами, создавали аварийно-опасные ситуации, злоупотребляя правом не соблюдать некоторые пункты Правил дорожного движения. «Синие ведерки» добиваются, чтобы «мигалки» устанавливали только на транспорте экстренных служб, протестуют против использования спецсигналов на машинах высокопоставленных представителей власти.
Выступления представителей сообщества проходят в форме флэш-мобов с использованием имитаторов «мигалок» — детских пластмассовых ведерок синего цвета, прикрепленных скотчем к крышам либо деталям салона машин.  Общество информирует граждан о выявленных фактах нарушений через интернет-ресурсы, главным образом, через сайт с одноименным названием (с фото, видео, комментариями). Себя участники общественного движения характеризуют как «неформальное сообщество блогеров».
После выступлений «синих ведерок» президент Путина своим распоряжением в 2006 г. сократил количество персонального автотранспорта с «мигалками» с 7 до 1 тысячи, а в 2012 г. — до 569 единиц. Члены общества выявляли машины, самовольно оборудованные спецсигналами, а также оборудованные по разрешению, но без оснований. В ноябре 2013 г. «ведёрки» выявили, что бывшего министра обороны РФ А. Сердюкова через год после его отставки продолжали возить на служебной машине с проблесковыми маячками.
Следуя основной задаче, члены общества продолжают фиксировать нарушения ППД водителями автомобилей со спецсигналами и «специальными» регистрационными знаками, обозначающими принадлежность к органам власти. Проводят общественный анализ целесообразности введения элементов транспортных систем, обоснованности новых мер административной ответственности в отношение автомобилистов, борются с неправомерными действиями ГИБДД, а вместе с тем, с водителями — отъявленными нарушениями ПДД.
«Синие ведерки» остаются и влиятельной силой гражданского общества.

Систему точнее никто не предложил
Москва. На Премию рекомендуется Леонтьев Дмитрий Михайлович, руководитель Межрегионального Общественного Центра «За безопасность российских дорог».
Дмитрий Леонтьев журналист, окончил журфак МГУ. Работал в автомобильных журналах «За рулем», «Автомир», «Клуб 4х4». В последние годы совмещает журналистскую и общественную работу в МОЦ «За безопасность российских дорог». Всегда стремился пропагандировать безопасное вождение и отстаивал принцип бережного отношения к человеческой жизни на дороге.
Леонтьев предложил не похожую на другие систему определения реального состояния безопасности дорог в регионах, отличную, в том числе, от рейтингов, построенных на статистики ГМБДД. Составляющие критерии его рейтинга:  аварийность на дорогах региона, количество погибших при ДТП, количество пострадавших при ДТП, количество автомобилей, количество населения.  Надо заметить, никто, кто пытался сделать аналогичные системы, не смог добиться более объективной картины.
Вместе с тем, МОЦ сумел обеспечить периодичность выхода своих рейтингов в федеральных и местных СМИ. Благодаря регулярной подаче точных данных Центру удалось возбудить острое внимание центральных и региональных органов власти, общественности и ГИБДД к проблеме смертности на дорогах России: реакция на рейтинг идет после каждой его публикации — раз в квартал, количество публикаций в центральных и федеральных СМИ  превышает 150.
Структура и формула рейтинга постоянно совершенствуются исходя из изменяющихся реалий. В результате сегодня рейтинг МОЦ остается действенным инструментом влияния на общественное мнение.

Санту не звали — сам прилетел
35-летний москвич Александр Тарасов с интернетовским ником Санта много дней разруливал в часы пик «глухой» выезд из Бутова на МКАД. В толчее, где сливаются два потоками, конечно, случались столкновения. Александр подменил собою автоинспекторов, которые сюда нос не совали — и «пробки» приходили в движение.

За плечом инспектора — группа «Дельта»
На соискание Национальной премии руководитель Программы взаимопомощи мотоциклистов на дорогах «Мотограждане» Павел Сосков выдвигает руководителя службы аварийных комиссаров Анну Сергеевну Медведеву, Москва.
Уже 20 лет она занимается негосударственным расследованием обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, стала уникальным специалистом в этой области. В свое время принимала непосредственное участие в создании Московской службы спасения. Сформировала первую в России и крупнейшую в стране службу аварийных комиссаров —  компанию «Группа содействия «Дельта», где работает гендиректором.
Помимо того, добровольно и безвозмездно помогает водителям и пассажирам, попавшим в ДТП — осуществляет бесплатную юридическую помощь пострадавшим, организует и проводит занятия, на которых поднимает уровень юридической грамотности мотоциклистов, учит без ошибок оформлять документы о ДТП, а также дает знания и практику первой помощи пострадавшим. На той же добровольной основе занимается техническим обеспечением службы информирования о происшедших дорожных инцидентах.
Анна Медведева родилась в 1972 г., окончила московский Гуманитарно-технический университет.

«Зебры» вышли на «зебры»
Молодые петербуржцы — члены волонтерской организации «Патруль «Зебры — за!» приходят на самые небезопасные пешеходные переходы города. Их лишь несколько, но они являются на располосованные участки улиц, чтобы, насколько смогут, не допустить несчастий. Руководитель общественной организации  Игорь Нефедов объяснил: парни не вправе брать в руки черно-белые палочки автоинспекторов — так они самих себя сделали полосатыми: надели костюмы зебр.

НОМИНАЦИЯ «Звезды безопасности»

Очень честный эфир
Некоммерческая организация «Коллегия правовой защиты автовладельцев» выдвигает претендентом на Национальную премию в номинации «Звезды безопасности» Сергея Асланяна, российского журналиста, входящего в узкий круг наиболее признанных автомобильных экспертов.
В начале трудовой деятельности работал во Всесоюзном центре изучения общественного мнения (социолог первой категории), художником-карикатуристом» в издательстве. В автомобильную журналистику вошел в 1990 г. в качестве редактора телепрограммы «Авто&Шоу» (телекомпании «ВИD», 1 канал «Останкино»»), затем автор и ведущий телепрограммы «Автомобильное обозрение» (РТР), гл. редактор телепрограммы «Полный вперед!» («Телеэкспо»), гл. редактор телепрограммы «Шестая передача» (ТВ-6), корреспондент журнала «Автопилот», газеты «Московский комсомолец», журнала «Мотор». Наиболее полно реализовывал себя как автор и ведущий на радиостанциях («Авторадио», «Эхо Москвы», «Маяк» и нек. др). Совместно с Виктором Травиным ведет сайт для автовладельцев pravorulya.com. С 2014 г. — наблюдатель и главный редактор онлайн-сервиса amsmus.ru (совместно с Александром Пикуленко).
Радиокритик писал о работе Асланяна на одной из радиостанций: «Суммарный «тираж» программы во много раз превосходил аудиторию всей радиостанции. Это был очень честный эфир. Сергей способен обоснованно ниспровергать автомобильные авторитеты, поднимать незаслуженно обойденные вниманием марки и модели, его возмущает рост цен на машины, действия властей в дорожной сфере, бесчестность ГАИ, неумение организовывать движение. Острота его программ часто на грани дозволенного. И главное, мнение Асланяна не продается: никакие соблазны не заставят его назвать черное белым… Отвечая на лавину вопросов слушателей, Асланян не запинается в поисках ответа, не пользуется справочниками, говорит образно, тонко, изумляя багажом знаний, формами подачи, порой парадоксальными. Настолько слаженную речь в современном FM-диапазоне услышишь редко».
На одном из форумов есть такие отклики: «Сергей один из немногих, кто умудряется вместить в критику здравый смысл со сдержанностью. «Вслушалась — ошалела: вот это да! Обо всем интересно и умно. Интеллигентно, чудный, тонкий юмор».

20 лет о безопасности
Номинанта на Национальную премию журналиста Игоря Митина представляют гл. редактор Вологодского информационного центра Н.А. Кузьминская и первый зам. губернатора Вологодской области А.Н. Луценко.
Игорь Валентинович Митин— зав. отделом расследований Вологодского информцентра, редактор регулярных выпусков «Зеленая волна» — совместного ежемесячного проекта газеты «Красный Север» и УГИБДД по Вологодской области. Издание готовит эти выпуски на протяжении 20 лет, в популярной и доступной форме рассказывает автомобилистам региона о принципах безопасного управления автомобилями, формах и подходах местной службы автоинспекции в профилактической работе с нарушениями, о предстоящих акциях и их результатах.
Игорь Митин родился в 1963 году в Вологде. По образованию морской штурман — окончил Архангельское мореходное училище, во время учебы окончил журналистские курсы при газете «Архангельский комсомолец». В профессиональной журналистике с 1997 года.

«Вся Алания прилипала к телеэкранам»
Начальник УГИБДД по Республике Северная Осетия-Алания Х.И. Бекузаров предложил номинировать на Премию Ирину Георгиевну Доеву, тележурналиста, руководителя пресс-службы комитета дорожного хозяйства — помощника вице-премьера правительства РСО-Алания.
Рейтинговые агентства утверждают, что вся Северная Осетия садилась к телевизорам, когда по республиканскому ТВ показывали фильмы из цикла «Служу Отечеству!».  Автор —  Ирина Доева. Название одной из серий красноречиво: «ГИБДД». Казалось бы, чем интересным можно увлечь зрителей — об автоинспекции всем все известно. Но вот что сказала по этому поводу автор: «Осетия» – одно это слово говорит о многом. У нас воспитываются очень мужественные, отважные люди! Так вот в правоохранительных органах таких большинство. Они надевают форму с желанием сделать республику безопаснее, у подавляющего большинства из них гипертрофированно чувство справедливости… Моя ТВ-программа для тех, кому интересны настоящие мужские профессии с постоянным риском для жизни, на который они идут осознанно. Это, скорее, образ жизни, если не сама жизнь».
Ирина Доева родилась во Владикавказе в 1987 году. У нее три диплома о высшем образовании: историко-иностранного, а также юридического факультетов Северо-Осетинского университета и факультета иностранных языков МГУ им М.В. Ломоносова — она владеет пятью иностранными языками.

Смелые сюжеты честной камерой
Редакция интернет-издания «В свете ФАР» номинирует на Национальную премию телеканал «Движение».
В рекомендации сказано, что этот проект — по-настоящему честная инициатива, родившаяся «снизу». Сотрудники и учредители называют свой телеканал «Общественный проект гражданских активистов». У него узкая тематическая направленность — гражданский контроль безопасности дорожного движения. Ресурс создан в сентябре 2013 г. (материалы выходят на Youtube), однако, смелыми, острыми сюжетами за короткое время обрел тысячи постоянных подписчиков и сотни тысяч посетителей. Объекты всегда конструктивной, доказательной критики — автомобилисты-хамы, так называемые «неприкасаемые» нарушители, автоинспекторы-вымогатели, коррупционеры и т.п.
Несколькими фактами об общественном влиянии канала «Движение». В Москве, у Северянинского моста репортерская группа Андрея Орла зафиксировала взятку автоинспектору. Через час этого сотрудника уволили со службы. В другом рейде видеокамера снимала стоянку у стен одной из столичных управ, въезд на которую запрещали дорожные знаки. Но на ней парковали автомобили сотрудники управы. Появившиеся полицейские препроводили телевизионщиков в местное отделение МВД «для выяснения обстоятельств», а когда через три часа отпустили, запрещающие знаки исчезли…
Учредители телеканала «Движение» и создатели его контента — Андрей Викторович Орел, а также Андрей Сергеевич Филин , более известный по прозвищу «Барсяка».

«Пристегнись!», «Засветись!», «Выпил — не заводись!»…
В список номинантов предлагается включить «Экспертный центр «Движение без опасности», Москва, руководитель — Наталья Агре. Рекомендует НОЦБД.
Центр основан в 2007 г. В настоящее время здесь сформирована команда экспертов, работа которых направлена на разработку и реализацию управленческих и коммуникационных проектов в области дорожной безопасности в России, странах СНГ и в рамках международных проектов. Их наработки следует рассматривать как совокупный стратегический интеллектуальный продукт, позволяющий повысить безопасность участников дорожного движения, снизить экономические и социальные риски для граждан, отдельных компаний и организаций, общества в целом.
Центр сотрудничает главным образом с государственными и международными организациями, компаниями, работающими в автомобильной индустрии и смежных отраслях. «Движение без опасности» – первая масштабная кампания, построенная как общественное движение против опасных нарушений правил.
На счету «Движения без опасности» более15 федеральных проектов, организация крупных международных конференций, консультативные проекты, проведение тренингов, связанных с обеспечением роста уровня дорожной безопасности. Среди них — «Притормози» (предотвращение аварий на нерегулируемых пешеходных переходах), «Пристегнись» (снижение количества жертв вследствие неиспользования ремней безопасности), «Автокресло — детям!» (пропаганда использования детских удерживающих устройств), «Засветись!» (за использование на одежде пешеходов светоотражающих элементов), «Выпил — не заводись!» (за сокращение количества ДТП по вине нетрезвых водителей) и др.

Краш-тесты по-российски
Национальный общественный центр безопасности движения рекомендует присудить Премию редакции газеты «Авторевю» (гл. редактор — Михаил Подорожанский).
«Авторевю», единственное из автомобильных изданий РФ, проводит собственные краш-тесты машин (с 90-х годов), которые продаются на российском авторынке. Основная редакционная задача публикаций о результатах тестов — сформировать у водителей устойчивое представление о том, что важнейшая составляющая потребительских свойств автомобиля — уровень его пассивной безопасности.
Редакция использует методику испытаний техники при фронтальном ударе по регламенту EuroNCAP. По заказу «Авторевю» их проводили на Дмитровском автополигоне, в Лаборатории ударных испытаний АвтоВАЗа, а также в Чехии с участием международной компании по техническому контролю (стоимость испытаний часто превышает стоимость автомобилей). Накопившийся материал объединяется в сводный рейтинг, который выстраивается по принципам, принятым, опять-таки, в EuroNCAP. Однако, практика показала, что европейские критерии плохо применимы, а результаты мало полезны в приложении к автомобилям советского, а затем российского производства, отстававшим оснащенностью от машин ведущих мировых производителей: высокие критерии EuroNCAP не позволяли различать наши автомобили с невысокой степенью безопасности от машин явно опасных. Это притом, что те и другие количественно доминировали в российском автопарке. Тем не менее, многолетние краш-тесты давали автомобилистам правдивое представление о степени пассивной безопасности популярных на нашем рынке моделей без оглядки на рекламную информацию производителей.
Особенности рейтинга «Авторевю». После краш-теста (фронтального удара о деформирующий барьер на скорости 64 км/ч с 40-процентным перекрытием) и анализа его результатов, согласно протоколу EuroNCAP, автомобилю присваивается рейтинг в баллах — от 0 до 16. Рейтингу в баллах соответствует рейтинг в «звездах» — от 0 до 4 звезд, что не совпадает с протоколом EuroNCAP. С учетом российских реалий в рейтинг введены символы водителя, пассажира и автомобиля. Если после удара серьезно нарушена структурная целостность кузова, в результатах испытаний символ автомобиля изображается перечеркнутым. При повышенной опасности травм жизненно важных органов перечеркнутыми изображаются символы водителя и пассажира.
Оценки «Авторевю» заслужили абсолютное доверие читателей. Выводы публикаций убедительны, поскольку авторы — высокого уровня специалисты в автомобильной сфере. Это не счастливое стечение обстоятельств, а результат кадровой политики гл. редактора.  При формировании творческого коллектива Михаил Подорожанский исходит из того, что писать об автомобилях должны люди с экспертным уровнем знаний и богатой практикой. Сотрудники редакции, если нужно, вносит в материалы специальные знания, используют профессиональный сленг. Аудитория оценила, что с нею говорят на равных, без «перевода» на язык беллетристики. «Авторевю» обогатила активную лексику автомобильной журналистики, профессионалов и простых автомобилистов.
Михаил Иосифович Подорожанский редактирует «Авторевю» с 1990 г. Он родился в 1959 г. в Чите. С родителями-журналистами жил в Самаре, Минске. Поступил в МФТИ, после 4-го курса перевелся в МАДИ, где получил диплом инженера-конструктора. До «Авторевю» работал в нескольких профильных изданиях.

НОМИНАЦИЯ «Академия безопасности»

Дети разные важны…
Анастасия Виноградская, руководитель проекта «Мотодети», 25 лет, по образованию педагог, Москва. Разработала программу «Я — пешеход, я — пассажир, я — водитель», она же ее осуществляет вместе с волонтерами — ездит по школам и Домам творчества. В 2013 — 2014 году провела занятия более, чем с 600 детьми, в том числе, несовершеннолетними с девиантным поведением (отклоняющимся от общепринятых норм). Второй год подряд проводит конкурс детского рисунка «ПДД глазами детей». В этом году школьники всех возрастов прислали на конкурс свыше 500 работ.
Администрации учебных заведений вручили Анастасии благодарственные письма за проведение программ «День подростковой безопасности», за организацию «Дня подростковой мотобезопасности», за создание мотивации к изучению Правил дорожного движения.
Через дорогу ангелы ходили
Иркутская обл. В апрельские дни в Черемхово Иркутской области по «зебрам» центральных улиц пожилых людей переводили… ангелы (то были переодетые школьницы). Увидев подобное однажды, навсегда запомнишь, где нужно притормозить…
Краснодарский край. Кубанские школьники из города Абинска запомнились водителям по-своему: изготовили «стаю» бумажных голубей, символизирующих взаимовыручку, и раздали «птиц» автомобилистам (вместе с листовками: «Берегите пешеходов!»).
В соседнем Усть-Лабинске ученикам 9 -11 классов устроили «автомобильный» урок физики. На нем школьники узнали о силах, действующих на колесо машины при торможении, о разнице между тормозным и остановочным путями. Дети, что называется, завелись, когда рассчитывали протяженность тормозного пути при различных скоростях и покрытиях…
Все эти акции придумали и помогли организовать местные кубанские отделы ГИБДД. Это несколько больше, чем запись в рапорте: «…провели разъяснительную работу с населением».

«В любом заносе машину можно «поймать»
Каренина Екатерина Павловна, основатель,  шеф-инструктор «Академии вождения «CARenina» (которая существует 7 лет). Москва. Используя, а теперь развивая 11-летний опыт работы преподавателем в школе повышения водительского мастерства BMW, самостоятельно проводит индивидуальное и групповое практическое обучение приемам вождения различного уровня сложности  — от простых парковок до «полицейских» разворотов. Только в своей «Академии» обучила около 2 тыс. человек. Единственная в РФ женщина-инструктор по контраварийному вождению.
Телерадиоведущая программ на автомобильные темы, в которых последовательно популяризирует практику безопасного управления автомобилем. Проповедует и передает подопечным принцип: «В любом заносе машину можно «поймать».
Родилась (11 мая 1981 г.), живет и работает в Москве.

Ангелы спасают… и не спасают
В число претендентов на Национальную премию рекомендован творческий коллектив агентства «СтритАрт», Екатеринбург, за высокий уровень художественного воплощения идеи безопасности движения в социальной рекламе — в видеоролике «Ангел-хранитель». Рекомендует Национальный общественный центр безопасности движения.
Ангел-хранитель может выглядеть и так — начертанным пальцем хрупким абрисом по пыли на боковине авто. Каким бы ни был, он принимает на себя удары по прихоти безбашенного за рулем. Лихач не сомневается: ангел убережет! Ну, вот же — спас от столкновения… Сильна бесовская гордыня! Лихач пользуется тем, что хранителю «по должности» не положено упрекать — и понесся!.. И «приехал». Ангел не спас бы, даже если бы был с крыльями и в атлетическом теле Джона Траволты.
Видео снято при поддержке ГИБДД Екатеринбурга. Работой реализована авторская задача  — показать автомобилистам, что «крутизна» лихачей — преступная глупость.
Видеоролик завоевал Гран-при на фестивале социальной рекламы «Пора-2013», золотую награду Международного видеофестиваля «Да!» (2013), серебряную на Art-directorsclubRussia-2013, вошел в шорт-лист Московского международного фестиваля рекламы-2013. Работа активно размещалась в СМИ по России, за рубежом, в социальных сетях.
Команда «СтритАрт»: Креативный директор Евгений Фатеев (1975 г.р., истфак Уральского госуниверситета). Автор цикла «Рекламная антропология», частью которого является  «Ангел-хранитель» (а также удостоенный многих наград социальный ролик «Каждый знак — это жизнь» для ГИБДД Свердловской обл. https://www.youtube.com/watch?v=Sw5qYuPM_7A). Под его руководством сняты фильмы, заслужившие награды российских и зарубежных фестивалей кинорекламы. Член жюри профессиональных конкурсов. Руководитель проекта Дмитрий Чабанов (род. в 1988г., Уральская юридическая академия). Копирайтер Александр Рагозин (1983 г.р. Уральский федеральный университет, факультет философии); удостоен наград национальных и международных фестивалей рекламы. Арт-директор Андрей Колоколов (1989 г.р., Уральская архитектурная академия); автор работ, получивших награды крупных профессиональных международных фестивалей. Эксперт образовательных проектов. Режиссер Михаил Колоколов (1984 г.р.). Мастер сложных визуальных спецэффектов. Автор и соавтор фильмов, заслуживших награды Российских и международных профессиональных фестивалей.

Дальнобойщик должен быть только асом
Координатор Ассоциации «Дальнобойщик» В.Е. Войтко предложил номинировать на Премию учебный центр «Volvo TrucksРоссия», Московская обл., за эффективное осуществление учебной программы повышения мастерства водителей грузовиков.
Рекомендатель охарактеризовал суть так: в этой школы возрождают традиции высочайшего мастерства и дух бескомпромиссной требовательности, который существовал в советские времена. За пять лет работы учебного центра в нем прошли повысили квалификацию свыше 9000 российских водителей большегрузного транспорта. В основе преподавания – базовые европейские методики, в том числе, общепризнанных специалистов «Volvo Trucks», но глубоко адаптированные к реалиям российских автодорог, географическому своеобразию маршрутов, а также психологическим особенностям отдельных групп курсантов. Здесь применяют эффективные способы привития устойчивых навыков безаварийного управления. Инструкторы анализируют практику аварий по стране, на их основе дополняют курс обучения, составляют рекомендации для водителей и руководителей автохозяйств.  Специалисты учебного центра «Volvo Trucks Россия»регулярно проводят конкурсы водительского мастерства.
Ведущие преподаватели: Амиров А.И. — инструктор-координатор, участник адаптации программ обучения; Малышев А.П. — ведущий инструктор; инструкторы: Кротов И.Г., Федотов С.Н.; Кувшинов В.И. Руководитель — Долотенко Е.М.
Руководитель представительства ФАР в Приморском крае Литвинов В.А. рекомендует включить в список номинантов Премии коллектив городской службы аварийных комиссаров «Защита», Владивосток.
«Защита» идет на помощь попавшим в ДТП. Подсказка, как себя вести, дорогого стоит, когда водители и пассажиры в стрессе, так вот аварийные комиссары — те самые помощники с холодной головой. И, очень важно, юридически подкованы. Не только свяжутся с экстренными службами и задокументируют то, что требуют страховщики, но первым делом обозначат место ДТП так, что и в скоростном потоке его увидят и объедут.
Но ровно то же делают все аварийные комиссары страны. Владивостокские же подняли планку требований к себе. Столица Приморья, известно, перенасыщена машинами, здесь часты аварии, и они закупоривают трафик. Комиссары разряжают обстановку: стремглав добираются к точке ДТП (изучили все проулки-закоулки), быстро готовят документы для оформления аварии по «европротоколу». Автомобилисты города не подозревают, что во многих случаях могли бы проторчать в пробках на час-два дольше.
Другая незаметная помощь. Благодаря собственным пристрастным наблюдениям, помощи единомышленников, пользователям соцсетей комиссары собирают информацию о ямах, колдобинах и открытых люках, о дорожных знаках, которые должны быть установлены, но их нет. А дальше обращаются в инстанции (юристы знают, в какие, и как разговаривать, чтобы не отказали) —  и доводят дело до конца.
Сотрудники «Защиты», коммерческой компании «кормятся» с дорожных происшествий. Тем не менее, с ними борются. Скажем, ежемесячно отсылают в автошколы собственные дополнения в программы обучения: это умозаключения об адекватных и ошибочных действиях водителей, основанные на анализе ДТП во Владивостоке (каждый месяц аварийные комиссары оформляют более 600 происшествий). Чтобы аварий случалось меньше.
Сглаживают конфликты участников ДТП, которые, выясняя, кто неправ, пускают в ход палки, биты, монтировки (в том числе, женщины); не раз комиссары на своих авто доставляли в больницу пострадавших в аварии — когда нельзя ждать «скорую». Однажды помогли автоинспекторам найти пьяного, который въехал в другой автомобиль и скрылся… Но это — обыденная практика.

 

Собственную кандидатуру на Премию безопасности предложила Халчева Е.И., воспитатель детского сада «Ладушки» из города Егорьевска Московской области.
Выпускница Томского университета и дипломированный специалист в области социологии, она по жизненным обстоятельствам стала воспитательницей детсада. И поняла, что это ее призвание. Так же случайно приняла участие в региональном семинаре, посвященном детской дорожной безопасности — и эта «тема» стала ей интересна. Елизавета Игоревна плотно занялась пропагандой безопасности детей на дороге, теперь эта тематика стала неотъемлемой частью ее педагогики. За последний год она реализовала несколько активных мероприятий по собственным замыслам и сценариям. Скажем, провела родительское собрание, но то не было общение на рутинные темы. В методике проведения подобных встреч с родителями (написала ее, чтобы и коллеги смогли воспользоваться), базируясь на университетских знаниях психологии и информации из современной научной литературы, описала особенности восприятия угроз малышами, рассказала, как эффективно привить детям устойчивые навыки быть осмотрительными в зонах, сопряженных с движением автомобилей. Собственная разработка воспитательницы – викторина для старших дошкольников, которую можно проводить именно в детсадах. Она предполагает привлечение сотрудника ГИБДД, инструктора по физвоспитанию и коллег-педагогов. Главная задача игры: формировать не столько знания, сколько навыки безопасного поведения на дороге, которые становятся привычками, близкими к рефлексам.
Елизавета Игоревна Халчева родилась в Кемеровской области в 1985 году, она воспитатель первой квалификационной категории.

…и школьники целее будут
Начальник ОГИБДД Ненецкого Автономного округа рекомендует в список номинантов С.В. Фролову, инспектора взвода ДПС.
Светлана Владимировна не патрулирует дороги, но дело ее не менее нужное: с 2002 года она курирует вопросы пропаганды безопасности движения на огромном пространстве российского Севера. Главным образом, работает с детьми и их родителями. Именно она подала немало идей, как интересно и с пользой проводить тематические конкурсы — это лучший способ помочь усвоить правила безопасности на всю жизнь. Вот уже семь лет в Нарьян-Маре проходит городской конкурс на знание ПДД «Не игра» для ребят 2-8 классов. Для первоклассников разработала набор познавательного материала для детей и их родителей «Азбука дороги», популяризацию этой крайне полезной забавы даже ввели в региональную целевую программу повышения безопасности дорожного движения. А чтобы в школе №5 появился полноценный, не «для мебели» автогородок, а при нем удобный кабинет с красноречивыми и вызывающими детское любопытство пособиями, не поленилась пооббивать пороги в поиске социальных партнеров, которые помогли приобрести ту же мебель, оргтехнику, методического материалы. Инспектор Фролова считает, что если в детях привить этику и эрудицию дорожного движения, меньше хлопот будет у инспекторов на улицах и трассах. И целее будут.
Светлана Фролова родилась в 1970 г. в более теплом крае, Харьковской области. Учится на 5 курсе юридического отделения филиала Московского института управления.

Интернет-школа… для преподавателей
На Премию безопасности номинируется Клейнерман А.Б., автор идеи и руководитель группы разработчиков интернет-портала Avto.com, преподаватель правил дорожного движения автошколы «Нева» Московского регионального отделения ДОСААФ. Рекомендует председатель правления НП «Гильдия Автошкол» Лобарев С.Ю.
Информационный веб-сайт Avto.com создан командой профессионалов автообразования в феврале 2013 года. Цели проекта: 1) содействие созданию системы непрерывного автообразования; 2) объединение интеллектуального ресурса специалистов автообразования; 3) создание эффективных обучающих программ и интерактивных игр, способствующих моделированию сложных ситуаций на автодорогах и снижению аварийности. 4). пропагандировать дорожную культуру, формировать устойчивые навыки безаварийного управления у будущих и опытных водителей ТС.
Веб-сайт создает условия, чтобы не формально, а эмоционально погрузиться в учебный процесс. (самостоятельно и в аудиториях). Контент пригоден для обучения людей с ограниченными возможностями. На Avto.comиспользована методика, которая применяется в прогрессивных странах. Обеспечен дифференцированный подход к представителям доавтошкольного, автошкольного и поставтошкольного периодов. На портале размещены видеоуроки: 1). ведущих специалистов по изучению ПДД РФ и БД слушателями различных возрастных категорий с контролем уровня знаний, анализом и рекомендациями для усвоения материала; 2) с анализом причин ДТП, обучением, как оказывать первую помощь пострадавшим; 3) видеосюжеты с демонстрацией типичные ошибки пешеходов и водителей, повлёкших ДТП; 4) с комментариями экспертов Avto.com в режиме онлайн. Веб-сайт дает доступ к учебным и методическим материалам лучших специалистов автообразования, образовательным интерактивным модулям и развивающим играм.
Целевая аудитория — дети, подростки, их родители, обучающиеся и педагоги автошкол, автоэксперты, водители с различным стажем управления ТС.
За короткий срок портал посетили десятки тысяч пользователей, опубликованы тысячи вопросов и комментариев. Программы веб-сайта работают в режиме онлайн, они воспроизводятся на любом электронном гаджете.

Для «неугодных» вход открыт
В число кандидатов на вручение Национальной Премии безопасности предлагается В.Н. Петров — создатель и главный редактор сайта «АвтоТрибуна», Петрозаводск, Республика Карелия. Предложение внесла Беляева Ж. Н., председатель «Национального фонда развития автомобильного образования».
В представлении сказано, что кандидат в лауреаты сумел создать популярнейшую интернет-площадку для общения директоров автошкол России. Первоначально сайт основан инициативной группой директоров автошкол России с целью создать дискуссионную площадку для всех, имеющих прямое отношение к деятельности автошкол. Побудительным мотивом стало недовольство политикой руководства ряда общероссийских организаций автошкол, которые ограничивали свободу слова в среде, запрещали «неугодным» посещать тематические мероприятия и жестоко модерировали тексты выступлений на подконтрольных им интернет-ресурсах.
Нынче портал «АвтоТрибуна» стал местом дискуссий, в которых всячески приветствуется обмен опытом и постановка острых, актуальных вопросов, в том числе, о непрофессиональном вмешательстве чиновников в деятельность специалистов.
В.Н. Петров автор многочисленных статей о маркетинге в автошколах и самоорганизации автошкол. Один из основателей Всероссийского экспертного совета автошкол (ВЭСА). Выступал на научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах, посвященных проблемам БДД, в том числе в ГД и ОПР.
Виктор Николаевич Петров родился в Череповце в 1969 г. Проблемы автообразования освещает 10 лет.

Все дети знают про фликеры
Кандидатом на Премию безопасности выдвигается Козлова О.С., педагог-организатор Дома детского творчества города Можайска, что в Подмосковье. Рекомендует ее директор ДДТ Савина С.С.
Ольга Семеновна — педагог Дома детского творчества, организатор массовых мероприятий по направлению «Основы безопасности». Провела множество тематических встреч и акций в детских садах, начальных классах школ, летних оздоровительных лагерях, клубах Можайского района, в том числе, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Это были не скучные лекции, а построенные с выдумкой, увлекательные для детей выступления отрядов юных инспекторов движения, соревнования на велосипедах, игры. Педагог-организатор настойчиво, но не скучно предлагает родителям «освещать» детей фликерами — светоотражающими подвесками и наклейками. А название акции — «Засветись!». Слово «фликеры» знают практически все можайские дети: запомнилось, потому что им самим предложили разработать их дизайн, чтобы хотелось их носить. Как не запомнить то, что устраивает Ольга Семеновна, если придумала целый ритуал под названием «Посвящение в пешеходы», а другое событие назвала «Зебра — главная лошадь». В следующий раз «зебра» превратилась в «зёбру».
Восемь лет она автор и режиссер программы «Светофорик» на Можайском телевидении. С экрана о правилах безопасности на дороге с детьми неназойливо говорили ростовые куклы Обезъянка, Котик Барсик и даже Бабуся Ягуся, а ведущие передачи не только дяди-автоинспекторы, которые часто произносят непонятные слова, но и сверстники аудитории — дошкольники, юные инспекторы движения. Они декламируют стихи, предлагают загадки, поют «дорожные» песни и частушки.
Козлова О.С. специалист высшей категории, у нее два высших образования — дипломы Московского полиграфического института и Национального института имени Екатерины Великой по специальности «педагог-психолог».

НОМИНАЦИЯ «Ангелы безопасности»

Чтобы спасти самых тяжелых пострадавших
Представители медицины Брянской области представили на соискание Национальной премии безопасности движения Балева Сергея Николаевича  — директора Брянского территориального центра медицины катастроф, действующего врача-нейрохирурга, специалиста с 30-летней активной практикой.
В представлении сказано, что благодаря работе С.Н. Балева разработаны и внедрены в практику современные методы диагностики, тактики лечения и нейрохирургической помощи, оптимальной и целевой эвакуации пострадавших с изолированной и сочетанной нейротравмой. На треть удалось снизить смертность, на более, чем в полтора раза, — количество инвалидов среди пострадавших молодого и среднего возраста, а также значительно улучшить качество жизни тех, кто не избежал инвалидности. Врачей оснастили современным диагностическим (MRT, SKT и др.), наркозным и реанимационным оборудованием, нейрохирургическими инструментами  — операционными микроскопами, системами нейронавигации, стереотаксиса. Лучшие профессиональные условия и возможность ставить людей на ноги повысили заинтересованность медперсонала в работе, и это ощутимо сказывается на результатах лечения.

Грузовик несся на остановку
В один из вечерних часов пик в центральной части Саратова у груженого щебнем большегруза китайского производства на спуске отказали тормоза. Машина уже изувечила десятки легковушек, и ее несло прямиком в толпу на остановке. В ситуации сориентировался водитель машины МЧС, который оказался здесь, потому что вызволял из огромной лужи автобус с детьми. Кинулся к своему грузовику, подставил его «корму» на траекторию движения большегруза и нажал на тормоза… МЧСовец предотвратил страшные последствия.

Маршрутка шла под лед
Челябинск. Студент Института путей сообщения Павел Рогожин ехал на занятия на маршрутном такси. На крутом повороте микроавтобус на полной скорости вылетел с дамбы на хрупкий лед водоема, пробил его и стал погружаться. (Позже выяснилось, что до дна здесь — четыре метра.) После нескольких переворотов автобуса пассажиры впали в шок. Но не растерялся Павел — через окно с выбитым стеклом начал вытаскивать пассажиров, ему помогал еще один мужчина. Едва все успели выбраться, маршрутка целиком ушла под воду.
Из восьми пассажиров в клинику отвезли только одну женщину, другие отделались мелкими травмами.  Не пострадал и водитель маршрутки — он настолько хорошо себя чувствовал, что сбежал с места аварии. Понимал, что именно он виновник — слишком быстро ехал по снежному насту дороги с изломом.
Его нашли довольно быстро, а вот не плечистого и не крепкого с виду парня разыскивать пришлось дольше: когда убедился, что все целы, он просто ушел, себя не назвав. А искали его не полицейские, а МЧС — чтобы наградить. Еще дольше не знали, кто второй участник «спасательной операции». Но теперь его имя известно — Денис Чишков.
Нельзя не сожалеть: во время происшествия по дамбе шли машины и… проезжали мимо, хотя водители не могли не заметить, что происходило внизу в полынье. Остановился лишь один автомобиль. Вот они — герои и антиподы.

Заслонить! Других вариантов не было
Свердловская обл. Трагедия могла прервать поездку девятиклассников из села Камышево Свердловской области в соседнее село: в школьный автобус на полном ходу врезались «жигули». «Девятка» вспыхнула, пламя вмиг подожгло автобус. Подростки уже задыхались от дыма, но не двигались с места, оцепенев от боли, растерянности и потому что непослушные пальцы не могли отстегнуть замки ремней безопасности… Водитель Андрей Санников открыл дверь, оббежал салон, отстегнул ремни — вывел всех наружу. И еще до того, как пламя полностью поглотило «жигуль», успел вытащить из него утратившего сознание хозяина машины.
Эксперты ГИБДД позже сказали, что Андрей избрал самое верное для принятия удара местоположение автобуса на дороге — другие варианты привели бы к худшим последствиям. Врачи скорой помощи добавили: если бы водитель автобуса не проследил перед выездом, чтобы все ребята пристегнулись ремнями, пассажиры не отделались бы легким сотрясением мозга.

Полицейский — крестный отец
Тула. Легковушки столкнулись на 142-м км дороги Калуга – Рязань, машины вспыхнули. Двое ехавших в Hyundai Accent погибли, в другой, Mazda6, супруги и трехлетний сын чудом остались живы. Раненые звали на помощь… Ситуацию в момент оценил оказавшийся невдалеке сотрудник полиции Сергей Макаров: нужно торопиться — из-под автомобиля тек бензин. Начал вытаскивать наружу пленников горящего салона, когда на помощь поспели еще двое. Решительно, но с особой осторожностью вытаскивали женщину: мало того, что ее травмы были тяжелейшими, она оказалась беременной, и, судя по полноте, вскоре наступал срок родов. Перенесли на безопасное расстояние, Макаров оказал первую доврачебную помощь — полицейские обучены, как это делать правильно.
Спасенных москвичей госпитализировали, а через несколько дней женщина родила дочь. Малышка в порядке, хотя роды прошли непросто: травмы, полученные в автокатастрофе, очень осложнили появление на свет ребенка. Так что и медикам — спасибо.
У девочки день рождения, у родителей и брата — день второго рождения. Крестным новорожденной пригласили стать прапорщика Сергея Макарова, старшего группы задержания вневедомственной охраны отдела МВД по Веневскому району Тульской области. Впрочем, в тот день он был просто небезразличным и решительным человеком — у Сергея был выходной.
Красноярский край. Страшное ДТП случилось на трассе «Байкал» в Емельяновском районе Красноярского края: два автомобиля столкнулись лоб в лоб. Удар был такой силы, что одна из столкнувшихся машин — тяжёлый внедорожник — отлетела в кювет. Из-под капота повалил дым, а в салоне трое взрослых и четверо детей.
Мимо проезжал 56-летний красноярец Владимир Степанченок. Остановился, бросился к внедорожнику — разбил боковые стёкла, люк, разрезал ремни безопасности, освободил детские кресла, помог выбраться. Когда машина вспыхнула, все уже были на безопасном расстоянии.

«Обняли» дерево восьмиром
Калининградская обл. 30-летний Евгений Богинский только к пяти утра вернулся с работы. Припарковал машину и собрался было идти отсыпаться, когда услышал визг тормозов и характерных звук врезавшегося автомобиля. Выбежал на дорогу — увидел «обнявшую» дерево машину, которую уже пожирал огонь. Издалека понял: все, кто в салоне, заблокированы.
Позже полиция выяснила, что 40-летний водитель «Ниссан – Примеры», воодушевившись тем, что трасса Правдинск – Калининград абсолютно пуста, не в меру разогнался, но не учел, что автомобиль плохо управляется под весом восьмерых в салоне.
На повороте не справился с управлением и въехал в дерево на обочине. «Рванулся их спасать, – рассказал Евгений Богинский. – Помню, как на руках вытащил троих, а дальше всё как в тумане».
К пылающему «Ниссану» подоспели еще несколько  местных жителей, уже вместе вытащили «погорельцев» (все — молодые люди). Примчала «скорая», пострадавших увезли с ожогами, но все выжили, правда, одна девушки побывала в реанимации. Доктора констатировали: все восемь, включая водителя, в момент ДТП были пьяны Да так, что не вспомнили, кто из них сидел за рулем… Евгений Богинский тоже получил ожоги, но для себя  медпомощи не просил.
В региональном ГИБДД Евгению Богинскому вручили грамоту «За спасение людей». Сказали ли ему «спасибо» спасенные — о том сведений нет.

Парамедики теперь могут больше
Костромская область. Директор департамента здравоохранения Костромской обл. А.В. Князев представил в качестве претендента на номинацию «Ангелы безопасности» В.В. Долголожкина, директора Областного центра медицины катастроф.
Валерий Викторович родился в Ярославле в 1955 году, окончил военно-медицинский факультет Горьковского мединститута. В 2007 году уволился в запас в звании полковника медслужбы, был принят на должность директора областного центра медицины катастроф (ЦМК) Костромской обл.
Заслуги Валерия Долголожкина — в достижениях ЦМК. Приоритет в работе Центра — совершенствование помощи пострадавшим в ДТП.  Директор инициировал соглашение об информационном взаимодействии с региональными УГИБДД и МЧС, после чего бригады скорой медпомощи (СМП) и ЦМК получают информацию о ЧП на дорогах в кратчайшие сроки. Внедрены методики действий на месте, особое внимание — авариям со множеством пострадавших. На случай стечения нескольких аварий создана система немедленного сбора резервных бригад. Все машины службы оснащены устройствами ГЛОНАСС и сотовой связью. ЦМК разработал для каждого муниципального округа и района «индивидуальные» схемы доставки пострадавших в ближайшие больницы и этапности лечения. Парамедики получили возможность проводить видеоконференции, что дало возможность быстро брать консультации у ведущих специалистов.
По инициативе ЦМК в программу развития здравоохранения области внесен целевой раздел — о совершенствовании медпомощи пострадавшим в ДТП. Он предусматривает создание сети травмацентров, оперативного привлечения «профильных» специалистов — сосудистых хирургов, нейрохирургов, реаниматологов.
Усовершенствована система авиамедицинской эвакуации. Построены вертолетные площадки вблизи крупных клиник, в том числе, у областной детской. Создается межрегиональный центр санитарной авиации для доставки пострадавших из Костромы, Ярославля, Иваново в Москву и Санкт-Петербург.
В ЦМК шестой год работает внештатный центр по подготовке всех участников дорожного движения приемам оказания первой помощи. Его классы оснащены компьютерами и электронными тренажерами. Здесь уже прошли обучение более 3,7 тыс. человек.
Парк автотранспорта на дорогах Костромской области растет, а смертность и инвалидность, полученные в ДТП, за последние 3-4 года устойчиво снижаются.

Екатеринбург. Федерация автовладельцев России предлагает номинировать на Национальную премию безопасности движения акцию «Крутой маршрут», Екатеринбург, и ее инициаторов — Михаила Гаранина и Андрея Санникова.
Поводом для проведения этой долгосрочной акции послужила возмутительная работа маршрутных автобусов в Екатеринбурге: непрофессиональное, рискованное управление, хамство водителей по отношению к пассажирам, отмены рейсов и маршрутов без предупреждения, присваивание выручки и т.д. Инициаторы акции характеризовали ситуацию: «Все участники общественных автоперевозок сговаривались против горожан».
Проект «Крутой маршрут» запущен в феврале 2014 г. Цель — добиться безопасной, цивилизованной работы маршрутного автотранспорта. Группы общественных контролёров едут в маршрутках, фиксируют нарушения в протоколах проверок. Результаты обнародуются на специально запущенном «маршруточном» интернет-портале uralproverka. ru.
Прошёл конкурс на лучший дизайн «чёрной метки» — клеящегося стикера с текстом: «Мне не нравится эта маршрутка». «Да, это брутальный юмор. Но уж лучше высмеивать, чем бояться». 20 тыс. наклеек вручаются пассажирам на остановках волонтёрами, еще 300 тыс. распространяются в качестве вкладышей в бесплатные городские газеты.
Общественники сумели включить дело управление ГИБДД по Свердловской области. В результате выявлено около полусотни водителей-нелегалов без водительских прав и разрешительных документов на пребывание и работу в РФ.
«Будем откровенны, — говорит Михаил Гаранин, — пока мы похожи на жильцов, убирающих в своей квартире последствия аварии канализации. А хотим, чтобы в уборке активнее участвовали и «сантехники» — власть».
Михаил Юрьевич Гаранин — депутат городской Думы Екатеринбурга, координатор социальных проектов Российской партии пенсионеров, предприниматель. Родился в 1965 г. в Башкирии. Окончил Уральский политехнический институт; Андрей Юрьевич Санников, журналист, писатель, руководитель екатеринбургского фонда «Трезвый город – гражданский контроль». Работал в этнографических и археологических экспедициях на Урале, в Сибири и Туве, в лаборатории реставрации, директором церковно-приходской школы. Ведет литературный клуб. Публикуется в литературных, поэтических  журналах.  Лауреат двух литературных премий — Алексея Решетова и им. Бажова.
Он первым предложил видеофиксацию экзаменов на права
В номинанты на Национальную премию рекомендуется Бадьин Георгий Вилович, один из старейших в стране  защитник прав автовладельцев, соучредитель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», Екатеринбург. Кандидатуру предложила Федерация автовладельцев России.
Отстаивать права водителей Бадьин начал в 1998 году. В нескольких сотнях судебных процессов выступал на стороне защиты автомобилистов, в подавляющем большинстве случаев дела выигрывались. Автор трех книг  и около трехсот публикаций на автомобильно-правовые темы.
В межрегиональном движении «Комитет по защите прав автомобилистов» около ста участников. Представители КЗПА действуют в полутора десятках регионов РФ.
Бадин Г.В. родился в Челябинске в 1951 г. Получил диплом Свердловского горного института. Работал в институте асбестовой промышленности, академическом Институте геофизики. Кандидат наук, автор более десяти научных изобретений и нескольких десятков научных статей, в т.ч. в зарубежных изданиях. Получил второе — экономическое образование, использовал новые знания на ответственных должностях.
Сейчас на пенсии, целиком поглощен правозащитной деятельностью в интересах автомобилистов. Едва ли не первым в РФ предложил применять видеофиксацию при сдаче экзаменов на водительские права. Востребован в качестве спикера в региональных СМИ, пропагандирует кардинальные, но исключительно правовые методы борьбы с неправомочными действиями сотрудников ГИБДД, коррупцией в их рядах, браком при содержании автодорог и др. Последовательно ведет правовое просвещение водителей, пропагандирует обоюдно уважительное отношение участников движения на основе безукоризненного соблюдения ПДД.